Український Південь

Інформаційне видання
Новини Херсонщини і України

Развитие музея блокирует стена равнодушия

Херсонский областной художественный музей имени Шовкуненко – бесспорная культурная гордость нашего региона, одна из самых богатых коллекций в Украине.

Но городская власть Херсона, похоже, озабочена другими ценностями… Как-либо иначе трудно оценить ситуацию, которая нынче сложилась вокруг музея, здание которого является памятником архитектуры. Вокруг – в прямом смысле слова, поскольку речь идёт о территории, вплотную прилегающей к строению. По Земельномукодексу, напомни-ла в разговоре с журналистом газеты «Гривна» директор художественного музея Алина Доценко, вокруг историко-культурных заповедников, памятников культурного наследия, их комплексов устанавливаются зоны охраны памятников с запретом деятельности, которая может вредно влиять на режим использования таких земель. Согласно выписке из Херсонского БТИ от 2008 года за коммунальным учреждением «Херсонский областной художественный музей им. А. А. Шовкуненко» Херсонского облсовета зарегистрировано право коммунальной собственности на его здания и со-оружения. А потому музей вправе претендовать на получение земельного участка возле здания в пользование, в том числе и для обустройства окружающей территории и проведение работ по благоустройству.

ЗЕМЛЮ – И ВАШИМ, И НАШИМ

А вместо этого, говорит заслуженный работник культуры Украины Алина Доценко, вместо чисто искусствоведческой работы уже добрых 3 десятка лет приходится бороться с безобразием на территории музея. Первая большая проблема – это двор, ныне принадлежащий областному совету профсоюзов и сдаваемый им под платную стоянку для частных автомобилей. Но эти ангары и земля под ними – охранная зона памятника, изначально единый архитектурный комплекс с музеем, уверяет Алина Доценко.

Именно потому располагавшиеся здесь ещё в советские времена гаражи обкома партии были отселены с территории. А вот попросившиеся сюда «временно» профсоюзы отвоевали эту землю. «Музей имеет на этот участок документ о праве собственности, выданныйтогдашним мэром Владимиром Сальдо, – рассказывает Алина Васильевна. – А через два года после выдачи этого документа Сальдо выдал ещё одно свидетельство на право собственности этих ангаров облсопрофу – не отменяя нашего! С тех пор все эти годы музей судился за свою землю». Причём не «из жадности» – это просто необходимо. Дело в том, что дворик учреждения, запертый с одной стороны стоянкой (бетонное основание которой выше земли на полметра), оказался словно в яме – все ливнёвки заполняются при дождях и снегопадах, и двор становится мокрым болотом, воду просто некуда отвести.

Несколько лет назад к этому добавилась ещё и теплотрасса, которую провёл сосед – краеведческий музей – мол, «всего на одну зиму». Все её колодцы идут через двор художественного музея, а наземная труба проходит прямо под фондо-хранилище. И судя по её трухлявому состоянию, когда она рванет –вопрос времени, уверена Алина Доценко.

«А кто её будет чинить? – риторически вопрошает директор музея. – Мы отремонтировали свои подземные коммуникации: в отопительной сети положили мощные трубы на участке от нашего колодца до котельной, канализационные заменили на чугун».

В этот закуток, ограниченный стоянкой и стенами музея, стекают все осадки – прямо под фондохранилище с картинами…

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – ВНЕШНИЙ ВИД

Это – лишь часть огромной работы, проведенной для приспособ-ления старого здания губернской думы Херсона, построенного в 1905 году и переданного музею в неприглядном состоянии. Помещение, хоть и памятник архитектуры, не соответствует требованиям музея: не говоря уж об обветшавших стенах из ракушечника, склонных впитывать влагу, оно не имеет кондиционирования вентиляционной систе-мы и отопления, необходимых для поддержания температурно-влажностного режима при хранении картин.

«Последние два десятка лет, – говорит Алина Доценко, – мы ремонтируем, приводим в порядок что возможно. Падала башня – её собрали в металл, и из «Пизанской», где всё выло, пищало и падало, она стала действующей. Из фанерных циферблатов сделали электронные часы по примерузнаменитого Биг-Бена. Падали перекрытия между этажами – 2 тысячи квадратных метров мы заме-нили, причём бесплатно для госу-дарства – с помощью судозавода укрепили их бетоном с керамзитом.Стены музея очистили от чёрного цемента, под которым они гнили, оштукатурили».

Впрошлом году в музее взялись уже за крышу: в одном месте на ней выросли уже де-ревья, а в другом был забит ливнесток, в результате чего вся стена мокла, лестничный марш покрылся жутким грибком. Вызвали спасателей с автовышкой, и те полтора часа пытались втиснуться в арку – единственный въезд во двор музея, через тот самый двор, занятый гаражами. Проехать не смогли, пока не спустили колёса и «на брюхе» не вползли! Обратно – таким же макаром. «А если в музее пожар? – восклицает директор. – Из-за того, что у нас отняли нашу территорию, не могут даже пожарные подъехать». Говоря об этом участке земли «наш», Алина Васильевна опирается на вывод БТИ: в 2008–2009 годы оформляли землю под музеем, там сказали – это единый архитектурный комплекс, то, что расположено под гаражами, – в документах указано как вспомогательное сооружение комплекса.

Оформив и зарегистрировав документы, пошли на согласование в горисполком. А оттуда, уверена директор музея, кто-то из чиновников «доложил» в облсовет профсоюзов. И это ведомство, получавшее плату за аренду гаражей, начало судиться с музеем за землю. «Сперва нам помогали, – рассказывает АлинаВасильевна. – Мэр Сальдо, главы облсовета и ОГА предоставляли своих юристов. Мы победно прошли все суды, пока не дошли до Высшего хозяйственного – и тут поддержка от херсонских властей прекратилась».

В отчаянии дирекция музея обратилась к Екатерине Ющенко – су-пруге тогдашнего президента. И по-лучили представителя президента в помощь. Суд выиграли! Но в 2010-м почему-то дело вернулось в Херсон – и городской Хозяйственный суд вернул прежнее состояние, таким образом отменив решение высшестоящего органа. Как и почему это стало возможным, директор музея в недоумении разводит руками – но так или иначе спорная земля с мешающими гаражами осталась за облсовпрофом.

По внешнему виду музея трудно догадаться, скольких усилий руководству стоит содержать здание в надлежащем состоянии.

ПРОЕКТ ВЕКА

Ничего не поделаешь, но территорию вокруг музея нужно приводить в порядок, уверена Алина Васильевна. И для этого первым делом создать вертикальную планировку двора и убрать загромождающие его объекты. А главное – аварийную стену заброшенного общественного туалета, запирающую подход к музею со стороны планетария. Чтобы облагородить окружающую территорию и сделать музей доступным для всех желающих, в 2016 году руководство культурного учреждения совместно с киевскими специалистами взялось за проект.

Без ложной скромности, уверена Алина Доценко, его можно назвать проектом века: и по масштабам, и по степени продуманности малейших деталей. На это потребовалось 2,5 миллиона бюджетных гривен.И сейчас уже прошли экспертизу, архитектурная часть проекта полностью завершена. «От нас ждали подачи заявки на бюджетные деньги – уже для начала работ, – рассказывает директор музея. – Всё, что нам оставалось, – “пройти” облэнерго и “Херсонтеплоэнерго”, то есть земляные работы. И тут оказалось, что под госфинансирование проекта на нас “вешают” весь старый Херсон! Реставрацию энергосети между двумя старейшими электроподстанциями оценили в 50 миллионов гривен!

Конечно, мы этот вариант не могли принять и начали затяжную борьбу с облэнерго. Четырежды меняли техусловия по нашим требованиям, в итоге мы добились, чтобы нам сделали новые точки подключения для обоих вводов: оставили 100 метров сети с одной стороны и 150 с другой, не более того.

Эти подстанции мы готовы реконструировать, но одну нужно ставить в нашем дворе. У нас сегодня подвод – 50 киловатт, а нужно 380! Включаем чайник – выбивает всё, притом, что нет даже музейных систем кондиционирования. А ведь по проекту нужно еще отопление с насосной системой для поддержания правильного температурно-влажностного режима. И это стоит музею 2,5–3 миллиона гривен, а никак не 50 миллионов».

Но когда дело дошло до теплосети, аукнулись два свидетельства на территорию, выданные Сальдо, и решение Херсонского хозсуда, оставившее ее за облсовпрофом, констатирует Алина Доценко: подвести оттуда тепло, воду, электроэнергию к музею невозможно. Согласно всем нормам, сеть нужно отнести дальше от стен музея, и единственное теперь подходящее для этого место – участок земли между музеем и планетарием.

Согласно рисунку проекта, так должно выглядеть место между планетарием и художественным музеем: не аварийная стена с полуразрушенным туалетом, а красивая современная площадь.

СТЕНА ПРЕТКНОВЕНИЯ

Сейчас же в нарушение всех норм охраны памятников архитектуры в двух метрах от здания музея выстроена опорная стенка, подпирающая бывший общественный туалет. И его «содержимое» годами упорно текло в систему музея. А иногда и мимо системы, в результате чего однажды под Новый год, вспоминает Алина Васильевна, сотрудникам пришлось вычерпывать всё это «добро» из помещения антикварной библиотеки.

После такого, конечно, все канализационные колодцы оттуда отре-зали наглухо – невзирая на протесты со стороны городской власти. Но позже «пятачок» земли с туалетом продали предпринимателю, а потом сортир и вовсе забросили – но это, увы, не избавило музей от проблем.

Кирпичная стенка, слепленная совсем не на века, уже падала однажды, забив окна двух этажей музея, оборвав систему сигнализации. Тогда с помощью судозавода, предоставившего экскаваторы и машины, завалы разобрали и вывезли. Но – стенку восстановили: из того же старого кирпича. И состояние ее по-прежнему аварийное, что подтверждено актом аварийности, в котором указано требование немедленно убрать стену.

Кроме того, согласно проекту, со стороны улицы Воронцовской (бывшей Коммунаров) в музее предполагается установка лифта для людей с ограниченными возможностями. Минимум дважды в год музей приглашает в гости воспитанников Олешковского интерната с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Охранники музея на руках носят по лестницам школьников и их коляски – иначе в залы не добраться никак. А со взрослыми людьми этот номер не пройдет – и у них просто нет возможности побывать в художественном музее.

После реализации проекта благодаря скоростным лифтам инвалиды или посетители с детьми в колясках смогут смотреть экспозиции. Но чтобы добраться до лифта, в первую очередь нужно добраться до входа – который сейчас представляет собой узкий закуток под той самой «туалетной» стеной. К тому же, именно здесь, под самыми стенами музея, расположены колодцы теплотрассы – что вообще недопустимо. Подземные коммуникации, согласно строительным нормам, не могут находиться к ним ближе 10–15 метров. Во время подготовки проекта спе-циалисты-геологи кроме официального вывода озвучили неофициальный: тут просто страшно находиться, вся почва «едет». Это не говоря уж о том, что согласно законодатель-ству памятники архитектуры должны находиться на открытой территории, а не быть зажатыми между постройками.

КЛОАКА В КУЛЬТУРНОМ СЕРДЦЕ ХЕРСОНА

Но в случае Херсона с культурой всё не так: красоте между зданиями планетария и художест-венного музея препятствует тот самый «пятачок» земли. И если 5 метров его «парадного лица» еще так-сяк держат маску благопристойности, просто нарушая эстетический вид и мешая подходу к музею, то стоит пройти несколько шагов – и перед глазами открывается клоака. Причем в прямом смысле: разрушенный вход в подземный заброшенный туалет (см. фото внизу) завален мусором, обломками, одичавшей порослью.

Это место, отданное городской властью в аренду под «торговые точки» типа мангалов и лотков, облюбовали маргиналы. «Тут пьют, колются, справляют естественные нужды и мужчины, и женщины, – с отвращением говорит Алина Доценко. – И это культурное сердце Херсона! Конечно, в аренду эту землю сдавали без малейшего согласования с руководством памятника архитектуры, то бишь незаконно. Арендаторы к нам когда-то приходили согласовывать какое-то строительство – в этом им категорически отказали. А когда после начала работы над проектом мы принялись искать эту фирму, то обнаружили, что зарегист-рирована она… в подвале дома на Жилпоселке. И тамошний дворник, которому задали вопрос “а где же фирма?”, испытал, мягко говоря, потрясение – а потом заверил, что ничего подобного здесь никогда в помине не было».

Как бы там ни было, срок той аренды истек еще в 2016 году. Поэтому директор музея сочла, что самое время облагородить этот участок, привести его в порядок –законодательный, эстетический и архитектурный, согласно проекту, оплаченному государством в 2,5 миллиона и призванному пре-вратить часть старого Херсона в одно из красивейших мест, привлекательных для туристов.

А это сегодняшние реалии херсонской «культуры»: справа – стена планетария, слева вдали – музея.

АРЕНДА «ИЗ ЗАСАДЫ»

Но козни пришли, откуда не ждали – из «родной» Херсонской мэрии, хоть это и противоречит здравому смыслу. Мэр Миколаенко, говорит Алина Васильевна, ранее весьма любил бывать в музее на различных вернисажах и выступать с текстами, заготовленными для него профессиональными искусствоведами. Но когда в ноябре прошлого года директор музея сообщила, что проект уже на заключительной стадии, и для его завершения нужно передать музею эти 0,5 сотки земли, Владимир Васильевич от встречи и обсуждения отказался, сославшись на печальные обязательства, связанные со смертью сотрудницы исполкома.

А потом на звонки директора музея не отвечал до конца февраля, пока не сдался под настойчивым давлением попечительского совета, говорит Алина Васильевна. 21 февраля на долгожданной встрече в мэрии присутствовал и руководитель городского ГАСК. «Когда речь зашла о том, чтобы отдать эту территорию музею для благоустройства и окончания работы над проектом, – говорит Алина Доценко, – меня огорошили заявлением: там всё в аренде до 2020 года! Выходит, я сама поднесла на блюдечке информацию о пропадающем “без дела” кусочке городской земли? И за те 4 месяца, которые мэр прятался от встречи, успели в очередной раз протянуть мелочную аренду – во-преки прямым интересам Херсона и области. Согласно задумке проекта, планетарий (единственный на юге Украины) можно объединить с музеем (с одной из богатейших коллекций в стране) в единый архитектурно-культурный комплекс в историческом сердце Херсона.

И этот пятачок в 0,5 сотки между зданиями имеет стратегическое значение для реализации проекта. А вместо поддержки городских властей встреча в мэрии закончилась для меня скандалом и оскорблениями. Складывается впечатление, что плата за торговый ларек гораздо важнее для Херсона, чем реализация масштабного проекта под финансированием от 100 и более миллионов гривен от государства?»

Получив после вышеописанной встречи выписку из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, директор музея пришла к выводу, что эти месяцы в мэрии шла работа по договору аренды на озвученную территорию с той самой «подвальной» фирмой, у которой аренда закончилась в 2016 году. Дополнительное соглашение на аренду было заключено 19 декабря 2018 года – а уже 2 января, в первый же рабочий день после праздников, его по-спешили зарегистрировать. Срок аренды – до середины 2020 года.

Таким образом грандиозный проект реконструкции части Херсона – превращение захламленной клоаки в красивую площадь – уперся в стену. В прямом смысле – туалетную, в переносном – из чиновничьего крохоборства, не менее дурно пахнущего. Из-за этого в музее нельзя упорядочить коммунальные системы, оборудовать электроподстанцию, установить лифт, вместо заброшенного туалета создать красивое место.

Остановить перспективный государственный проект столь безрассудным и варварским методом непозволительно, считает Алина Доценко. Руководство музея уже поставило в известность о ситуации и правоохранительные органы, и профильные госструктуры. Если власти Херсона не одумаются и не расставят приоритеты правильно, придется принимать меры более жесткие, чем призывы к здравому рассудку, считает директор худо-жественного музея.

Гривна

Поділитись публікацією

Leave a Reply

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

*

code

Відео дня

Популярне

СТРІЧКА НОВИН