В литературном отделе Херсонского областного краеведческого музея развернута выставка, посвященная жизни и творчеству забытого в советские времена поэта-авангардиста Василиска Гнедова. Волею судеб инженер, как бы мы сказали «технарь», стал писать футуристические стихи.
«Василиск Гнедов завершил круг деятельности футуристов в том месте, в котором их движение, собственно, и зародилось. В поместье графа Мордвинова (нынешнее село Чернянка) все началось с братьев Бурлюков. К ним присоединился и живший в то время в Херсоне Алексей Крученых. Часто гостил в Чернодолинском и Владимир Маяковский. Все они – известная группа кубофутуристов. Василиск Гнедов разделял их взгляды, но причислял себя к эгофутуризму. На склоне лет он переехал в наш город и умер 5 ноября 1978 года», – рассказала старший научный сотрудник литературного отдела ХОКМ Виктория Мусийко.
Родственники поделились с литмузеем личными вещами, документами, рукописями Василиска Гнедова. И это позволило рассказать о поэте, имя которого мало о чем говорит нынешнему поколению. Да и в советское время его творчество было известно разве что литературоведам и исследователям футуристического направления в литературе.
Правда, не совсем имя Василиска (настоящее имя – Василий Иванович, но для авангарда не подходило, а вот название мифического существа, взглядом превращающего все в камень, это – другое дело) Гнедова было забыто в Херсоне. Одна из студенток тогдашнего Херсонского пединститута вспоминает, что преподаватель литературы организовала встречу с поэтом. Подробности плохо запомнила, но вот историю с Маяковским помнит. Эпатаж был неотъемлемой частью появления футуристов на сцене. В одном из столичных кафе, где футуристы зачастую выступали, после очередной выходки один из посетителей занес над головой Владимира Маяковского бутылку. Гнедов подоспел вовремя и спас поэта от неминуемого удара.
Большой ажиотаж петербургской прессы вызывала «Поэма конца» Василиска Гнедова. В ней не было слов, состояла из чистого листа бумаги. Поэт делал движение рукой над головой и делал резкое движение вниз на подобие крюка. Как будто предвидел конец футуристической эпохи.
«Архив Гнедова содержит много документов – свидетельств страшной эпохи: справки о реабилитации его и жены – пламенной революционерки Ольги Пилацкой. Есть шокирующий документ: свидетельство о заключении брака. Он был выдан спустя 20 лет после расстрела жены. В 1937-ом Ольга Пилацкая как враг народа была арестована. Конечно же, и Василий Иванович был заключен под стражу. Он отбыл 20 лет в сталинских лагерях. Когда вернулся, то потребовались документы, подтверждающие брак с Ольгой. В 1957 году он получил свидетельство о браке, зная, что Ольги уже 20 лет нет в живых», – поделилась Виктория Викторовна.
На выставке представлены сборники футуристов с говорящими названиями «Засахаренный кры», «Развороченные черепа», рукописи поэта. Есть поэма, которую Гнедов написал на украинском языке «Огняна свита». Родом из казачьей станицы, Василиск знал язык и перевел «Заповіт» Шевченко на русский. Но издательство «Новый мир» предпочло перевод другого автора. Практически все произведения, написанные им в Херсоне, получали отказ редакций.
Но во времена независимости к его творчеству возвращаются. Молодые поэты – участники фестиваля «Терра Футура» – экранизировали поэмы Василиска Гнедова, состоящие из одних звуков «У» и «Ю». На выставке представлены и авангардные стихи херсонского поэта, тоже физика по образованию, Александра Журбы.
Схожі публікації:
- В Херсоне покажут работы известного украинского художника
- В самом красивом зале музея им. Шовкуненко действует выставка зимних картин
- В Херсоне откроется выставка известного фотографа
- Как старела Одесса, можно увидеть в Музее западного и восточного искусства
- Володарка гран-прі «Чорноморських ігор» херсонка Єлизавета Волощенко представила нову пісню