Український Південь

Інформаційне видання
Новини Херсонщини і України

Анатолий Гриценко о военном положении: власть должна обеспечить спокойствие, а не сеять панику

Побывавший в Херсоне в последний день осени экс-министр обороны Украины, известный политик и вероятный кандидат в президенты Анатолий Гриценко посетил редакцию «Гривны» и уделил добрый час беседе с автором этих строк.

Безусловно, не мог не прозвучать вопрос к профессиональному военному столь высокого ранга по поводу военного положения и общеизвестной печальной ситуации в Керченском проливе. Но вопрос этот я отложил напоследок – честно говоря, «из-за боязни услышать не то, что хочется». Но услышал именно то, что хотел услышать и я, и – вне всякого сомнения – тысячи наших сограждан. А потому прошу читателей «Гривны» передать (всем-всем-всем!) уверенность Анатолия Гриценко в том, что реальных поводов для того, чтобы ожидать вторжения бряцающего оружием соседа на нашу территорию – НЕТ. Причём не следует усматривать даже мизерную попытку психотерапии со стороны Гриценко, ибо просчёт в прогнозировании ТАКОГО уровня ситуации может стоить ему как политику имени, а это то, чем Анатолий Степанович небезосновательно дорожит.

А потому давайте поверим в его аналитические способности, как и в то, что экс-министр обороны анализирует вовсе не на базаре услышанную информацию. Поверим, вздохнем с облегчением – и задумаемся: а почему и для чего последнее время у нас на грани логики нагнетается обстановка? Может быть, для того, чтобы «снизить планку» до уровня: не утюжат нас российские танки – и слава богу, а остальное всё – так нам не привыкать? Типа «с неба звёздочка упала прямо к милому в штаны, пусть бы все там оторвала – лишь бы не было войны»?

Между прочим, на очень многие насущные вопросы намного будет легче самим себе ответить, если ознакомиться с предлагаемым вашему вниманию, уважаемые читатели, интервью с интересным политиком Анатолием Гриценко. И учтите: о встречах с ним на разномастных телешоу и теледебатах и помышлять не следует. Неудобный? Была негласная команда «Не пущать!»? Итак, вопросы к Гриценко – не высосанные из пальца, а услышанные в маршрутке и в очереди к кассе магазина.

– Моё мнение – не сейчас, когда «брат у ворот», говорить о столь принципиальном изменении государственного устройства. Более того, для нас этот путь – контрпродуктивный. Да, у нас слишком разное прошлое, и оно нас пока совсем не объединяет. И если мы будем продолжать ставить это прошлое во главу угла, то недопонимание между, к примеру, Волынью и Херсонщиной – это ещё на несколько десятилетий. Исторически – разные ценности. И там, и там в истории есть как белые, так и чёрные страницы. Идти вперёд, оглядываясь назад, со словами «это земля наших дедов и прадедов» – это идти в тупик. Идти вперёд, в будущее нужно со словами «это земля наших детей» – и это поиск того, что нас, зачастую разных, объединит. А пока что нас объединяют только проблемы. Вот тут уж мы перед ними везде одинаковые: леса как в Карпатах варварски уничтожают, так и в Олешковских песках, и рейдерские захваты на севере Украины ничем не отличаются от одесских. Вот в этом, к сожалению, мы все одинаковые. А то, что мы во многом разные, – так в цивилизованных странах эта разность ценностью является, а в диких (Руанда, к примеру) – поводом для ужасающей резни.

К огромному сожалению, именно с упором на эту разность кое-кто сейчас пытается в Украине «окучивать» электорат. Ну как тут не вспомнить билборды 2004 года с омерзительным делением наших граждан на три сорта. Увы, но вынужден констатировать факт: нынешний слоган «Віра, мова, армія!» – это, по моему мнению, из той же оперы. Это же повестка дня 17–18-го веков! Наш Президент говорит о вере, часто-густо при этом нарушая заповеди Христовы. Он говорит «мова», на совещаниях при этом общаясь на русском языке. Он говорит «армия», делая при этом бизнес в этой сфере. С учётом того, что в 2019 году нашему народу предстоят далеко не рядовые выборы, а решающие (страна ведь, не секрет, на краю пропасти), хочу посоветовать читателям «Гривны» не просто читать призывы потенциальных кандидатов на билбордах, а сравнивать их с фактами из биографии этих политиков. Разумом, а не сердцем выбирать нужно. И прошу не расценивать это как мою агитацию за самого себя.

– Нет уж, нет уж, а давайте-ка и о вас в этом контексте поговорим! «Честных больше» – утверждает г-н Гриценко с билборда. Допустим, лично о вас разговор не идёт. Без малого три года вы держали руку на, прошу прощения за такое образное сравнение, кошельке с огромнейшими деньгами. Это я так о Минобороне Украины. Понимаю, что если бы вы его хоть на толику приоткрыли в личных интересах, то он стал бы для вас ящиком Пандоры. Уже давно было бы небо в клеточку, а одежда – в полосочку. Но ведь «короля делает свита». Допустим, глубоко порядочный Анатолий Гриценко становится президентом. И что, вокруг вас – все с нимбом святости? Может, честности нужно способствовать? У Ремарка, в романе «На Западном фронте без перемен» описаны жесточайшие правила в немецких казармах времён Первой мировой. Не провоцируй кражу: на тумбочке прикроватной ничего не держи, тумбочка только на замке. Так то – солдаты. А как с «генералами» быть?

– Бесспорно, есть такая проблема. Знаете, я преподаю в Киево-Могилянской академии авторский курс по Национальной безопасности Украины. Понятно, что одна из крупнейших опасностей – коррупция. И вот я студентам моделирую ситуацию: вы – министр, бюджет – 5 миллиардов гривен. Идёт закупка товаров, услуг. Тендер – тендером, но лазейки имеются, и от вашей подписи зависит, той или иной фирме отдать немалые деньги. Помощник указывает на конкретную фирму и пишет на бумажке: $ 10 тысяч. «Нет, ни за что!» – кричат мои студенты. «А если $ 100 тысяч?» – спрашиваю. Крики «Ни за что!» утихают. «А если миллион?» Аудитория задумывается…

И ещё пример из жизни. В 2005 году наша команда зашла в Министерство обороны. Всего-то 5 человек. Но не было секретом, кто эти люди и как они настроены. Так вот, ещё до того, как мы зашли в министерство, уволились 10 руководителей департаментов, подали аналогичные заявления 4 замминистра. Это были умные люди, которые своевременно поняли, что «корыто» захлопнулось и нужно вовремя уйти. Опытный чиновник ситуацию умеет оценить не по внутриведомственным приказам, он по тону и взгляду первого лица чётко осознаёт, что будет: ля-ля или «жесть». А потому очень важен личный пример первого лица – хоть министра, хоть президента. Кстати, это одна из трёх важнейших составляющих в борьбе с коррупцией. Сама по себе высокая зарплата и возможность служебного роста не гарантирует попыток коррупции. Сама по себе боязнь наказания, даже тюремного – тоже не гарантия: слишком уж соблазн велик, суммы там – со множеством нулей. А всё вместе будет работать – я уверен. Потому что я действительно знаю, что честных больше. Действительно, у нас множество людей с внутренними жизненными ценностями, с молоком матери, со словами первой учительницы впитавшими в себя порядочность. Вот на них и следует делать ставку.

– Помнится, в 1960 году Никита Хрущев обнадежил всех советских людей твёрдым обещанием, что через 20 лет мы будем жить при коммунизме. В 1971 году, когда я в Одессе в институт связи поступил, удивился, увидев на здании тамошнего артиллерийского училища плакат: «Наша цель – коммунизм!» С коммунизмом, как известно, не срослось, но сейчас нечто аналогичное ощущаю. Это внесение в Конституцию Украины цели – вступление в НАТО. Сроки – то ли 20 лет, то ли 200 – пока не озвучены, но думающих людей снедают смутные сомнения. Каково ваше мнение по этому вопросу, Анатолий Степанович?

– Я абсолютный реалист и, вы же понимаете, совсем не понаслышке знаю, что такое НАТО. Так вот, те государства, которые хотели вступить в НАТО, вовсе не заносили эту идею в конституцию. Они не в теории, а на практике сделали всё, чтобы их приняли в НАТО – и их приняли в НАТО. Мой самый оптимистичный прогноз по поводу Украины – это минимум 10 лет. В НАТО, как кстати и в Евросоюз, не принимают державы, где правит олигархат и монополии. Там не нужны страны, президенты которых обросли офшорами и слепыми трастами. Там не место странам, руководство которых натравливает спецслужбы на политических оппонентов (за день до приезда в Херсон на Анатолия Гриценко и его соратников в Одессе напала группа «титушек» в балаклавах. – В. Б.). Там вовсе не нуждаются в странах, из которых по причине нищеты бегут миллионы граждан. Есть и ещё одна грань этого вопроса. На Западе ведь тоже не без проблем – и это не секрет. Там есть забюрократизированность, системные слабости. Первый звонок – выход Великобритании из Евросоюза. Да вот последний ли? Уверен, что если бы сегодня вопрос о выходе поставили в ряде других стран Европы, ответ был бы – выходим! Европа сама нуждается в центростремительных силах.

Так что когда и если Украина дорастет до стандартов Евросоюза, он к тому времени может уже развалиться. Так не лучше ли, не ставя себе эфемерных целей, просто на деле поднимать в Украине стандарты жизни, медицины, обороны, прав человека, избирательной системы, прозрачности? И тогда все нам скажут: добро пожаловать! Вот Швейцария. Она сегодня не в НАТО, не в Евросоюзе. Если только намекнет о желании – завтра же примут с распростертыми объятиями.

Кстати, вот ещё один нюанс Евросоюза в Конституции. Когда Польша вступила в Евросоюз, 6 миллионов их граждан уехали на Запад в поисках более высокооплачиваемой работы. Но Польше повезло: несколько миллионов украинцев поднимают сейчас польскую экономику. Но если нам «откроют» Запад, туда тут же хлынет настоящий поток наших острых умов и умелых рук. А кто ж будет держать на плаву экономику Украины?

– Может, китайцы?

– Нет, у них там минимальная зарплата уже выше нашей, как и средняя. Да и не выедем мы далеко на китайцах. Да мы-то и сами с усами! Ведь давным-давно жизнь доказала (слегка подкорректирую классика), «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» земля украинская рождать! Но когда я, выступая перед студентами в различных вузах (в последнее время мне, правда, «кислород перекрыли» – боятся), прошу поднять руки тех потенциальных Платонов и Невтонов, которые уверены в будущем трудоустройстве «на все сто», я не вижу не то что леса рук, но зачастую поднятых рук вообще!

Нужно радикально менять ситуацию в экономике, нужно перестать душить предпринимателей, и они автоматически поднимут людям зарплату до достойного уровня. И не потому, что они добренькие, а потому, что они рачительные хозяева, бережно относящиеся к самому важному инструменту – квалифицированным кадрам. И если у нас будет средняя зарплата 500 евро, то на среднюю польскую 700 евро уже мало кто покинет родину. Вот тогда-то и Европа, и НАТО на нас взглянут совсем другими глазами.

– Читатели сочли бы меня непрофессионалом, если бы я экс-министру обороны не задал вопрос по поводу агрессии России в Керченском проливе и последовавшего за этим введения военного положения в 10 регионах нашей страны.

– Введение военного положения – это право Президента, он его использовал – и критиковать в этом аспекте Президента на радость агрессору я не собираюсь. Конечно же, вопросов по этому поводу есть множество, но задам я их в нужное время и в нужном месте. А моё мнение таково: все те вопросы, для решения которых ввели военное положение, можно было бы решить более «стандартными» методами. И поднятием уровня боеготовности войск, и увеличением финансирования армии, и переформированием военных заказов, и передислокацией частей, и усилением системы ПВО. Повторюсь: Президент так решил – ему видней. Ответственность – на нём. Главное, чтобы режим военного положения противодействовал агрессору, а не нормальной жизни Украины.

Что же касается акта агрессии россиян в Керченском проливе, да и вообще глобального варварства нашего соседа, то я считаю правильным вектор украинской политики, направленный на подключение всё большей части цивилизованного мира к противостоянию российской неадекватности. И в завершение беседы пожелаю всем мира и благоденствия. Но и за то, и за другое нужно бороться.

– Спасибо за то, что уделили время общению.

Валерий Боянжу

Гривна

Поділитись публікацією

Leave a Reply

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Відео дня

Популярне

СТРІЧКА НОВИН