С 11 июня украинцам для совершения туристических поездок в Европу не нужно оформлять визы. Каждый житель нашей страны может пересекать границы стран Евросоюза в любой момент, минуя визовые центры и многодневные проверки. Но как это работает на практике? Соответствуют ли заявленные преимущества действительности? «Одесская жизнь» изучила все «подводные камни» новой системы.
Прохождение границы, по отзывам тех, кто уже испробовал безвиз, занимает буквально пару минут. По информации, которую предоставил начальник отдела по вопросам взаимодействия со СМИ Госпогранслужбы Украины Андрей Демченко, из 157 тысяч граждан Украины, посетивших Европу по безвизу, количество отказов составило всего 55. Большинство вызвано причинами, не имеющими отношения к текущей проверке, например, действующий запрет на въезд. В пользу безвизового режима свидетельствует также статистика Грузии, получившей безвиз пару месяцев назад: по данным парламентского комитета по евроинтеграции Грузии, за первый месяц безвиза отказали во въезде только 26-ти грузинам из 11,7 тысяч. Хотя в прошлом году отказы в консульствах достигли 12%, не считая отказов на границе.
Если раньше могли «тормознуть» на границе, мотивируя это тем, что виза составлена неверно, то теперь такой аргумент отсутствует. В прежнее время приходилось выбирать страны, в которых получить визу легче, чтобы потом, перейдя границу, направиться в нужную страну. Теперь необходимости в таких уловках нет.
Пограничные проверки «по полной программе» совершаются далеко не всегда. Нередко пограничники удовлетворяются одним биометрическим паспортом и вопросом о цели поездки. Желание пограничника вас проверить зависит, во многом, от субъективных факторов, от того, какое впечатление на него вы произведете.
Совет 1
Улыбайтесь, чувствуйте себя уверенно, будьте честными – и на пропускном пункте вы не задержитесь. Будьте готовы ответить на самые общие вопросы о своей поездке: цель поездки, место вашего проживания, когда и каким образом вы возвращаетесь.
Совет 2
Если у вас нет визовой истории, желательно иметь удостоверяющие документы, такие как бронь отеля, приглашение или обратные билеты.
Совет 3
В случае автомобильной поездки, заранее подготовьте и пропишите маршрут.
Совет 4
Желательно иметь при себе заявленный правилами безвиза минимум финансовых средств на карте или наличными.
Совет 5
Обязательное медицинское страхование предусмотрено визовым кодексом ЕС, но это не касается безвиза. Медстраховка может стать вашим аргументом, если у пограничников возникнут вопросы. Если вы едете на автомобиле, он должен быть застрахован «зеленой картой». Медицинская страховка также является обязательным элементом сервиса любой туристической компании и входит в стоимость туров.
Туристический рынок растет
С введением безвизового режима должны произойти изменения на рынке перевозчиков. Эксперт-международник Александр Сушко утверждает, что безвиз – это сигнал европейским авиаперевозчикам-лоукостерам овладевать украинским рынком. С распространением лоукостеров доступ рядовых граждан Украины в Европу станет массовым. По мнению ряда экспертов, увеличение пассажиропотока может привести к снижению цен на авиабилеты. Так, компания «Международные авиалинии Украины» уже ввела бюджетные тарифы на некоторые направления.
По прогнозу генерального директора компании «Busfor Украина» Александр Павловича, безвизовый режим даст рост продажам автобусных билетов на 10-20%, что уже привело к возникновению новых автобусных маршрутов. Например, перевозчик Flixbus с 27 июля открыл новые маршруты европейского направления, а одесские перевозчики расширяют свои рейсы в направлении Болгарии, Румынии и Польши.
Изначально ожидалось, что открытие европейских границ может нанести ущерб бизнесу туристических посредников. По информации руководителя отдела маркетинга туроператора Join Up Марианны Григораш, ожидаемого спада не произошло. Спрос на все туристические направления растет и после введения безвиза.
Но, по мнению президента Украинской Ассоциации туристических агентств Антона Рудича, отмена виз однозначно привела к падению спроса на визовые услуги туроператоров. В то же время, говорить о полном исчезновении виз преждевременно. Виза требуется для длительных поездок с целью работы или учебы. Одни продолжают использовать визу: не желая быть «завернутыми» на границе, они предпочитают решать все вопросы, находясь «на твердой земле». Другие продолжают использовать загранпаспорта старого образца, для которых безвизовый режим не действует.
Как украинцы используют безвиз?
По данным Госпогранслужбы Украины по наземному транспорту, главным направлением для украинцев является Польша. Польскую границу за почти два месяца пересекли 48,6 тыс. человек. На втором месте – Венгрия, ее границу пересекли 22,7 тыс. украинцев, третья – Румыния – в нее заехали 16,6 тыс. человек.
Основными средствами передвижения остаются самолеты, автобусы и поезда. Воздушным путем из Украины за 7 недель действия безвиза выехало 59,7 тыс. человек. Но немало и тех, кто пересекает европейские границы за рулем. Пограничники сообщают, что подавляющее большинство тех, кто едет в Польшу, Венгрию, Словакию, Румынию, пользуются именно автомобильным транспортом.
Правила безвизового режима не предусматривают иных целей поездок, кроме развлекательных. В то же время, украинцы видят в отмене виз дополнительные возможности. Например, трудоустройство. Поехав в Европу, можно познакомиться с потенциальным работодателем, а потом, вернувшись в Украину, оформить официальную рабочую визу.
Без оформления специальной визы можно даже учиться – на краткосрочных программах, длительность которых не превышает 90 дней. Кроме того, Польша вводит особый режим приглашений, который позволяет устраиваться на работу на период «безвизового» пребывания.
Мнения украинцев
Оксана Довгополова
У меня пока мультивиза продолжает действовать. Поэтому я пока по визе. Но многие мои знакомые уже съездили, и они в полном восторге. Я считаю, что безвиз очень облегчает жизнь. И делает всех обладателей украинского паспорта более свободными.
Евгения Розанова
На границе все гладко. Я ехала по действующей болгарской визе. Но мои спутники, которые ехали по биометрическому, пересекли границу без проблем. Русские, которых я встречала в Европе, нам завидуют в этом плане.
Авиапассажирам. Как правило, одесситы летят на самолете в Европу с краткосрочной деловой или туристической поездкой, чаще всего — через туристическое агентство. То есть, почти у всех гарантированно есть обратные билеты, оплаченное или забронированное проживание. Паспортный контроль по биометрическим паспортам занимает в таких случаях считанные минуты и не вызывает дополнительных просьб у пограничников.
Кстати, авиарейсы из Одессы в Европу стали более частыми, а, например, в Варшаву с сентября самолеты будут летать два раза в день.
Пассажирам автобусов. Если вы едете в Европу рейсовым автобусом, особенно в направлении Польши, можно быть готовым к повышенному вниманию пограничников: дело в том, что именно автобусами чаще всего украинцы едут на заработки — поэтому могут возникнуть просьбы показать деньги и различные документы. Кроме того, польские пограничники особенно дотошны на предмет поиска контрабанды. При поездке на автобусе в составе организованной туристической группы таких проблем не будет. Но следует быть готовым провести некоторое время в очереди.
Сейчас после покупки автобусного перевозчика «Автолюкс» компанией «Ecolines» и реакции одесских компаний на увеличение пассажиропотока в Европу — растет и количество автобусных маршрутов из Одессы в Польшу, Болгарию и Румынию. Так, рейсы из Одессы в Краков, Варшаву, Гданьск, которые ранее ходили пару раз в неделю, постепенно становятся ежедневными и вводятся новые рейсы.
В Евросоюз морем. Регулярного пассажирского морского сообщения Одессы с Евросоюзом нет. Только паромный оператор «Укрферри» перевозит пассажиров по маршрутам Черноморск — Стамбул и Черноморск — Поти. Однако, безвиз становится удобным для яхтсменов, которые самостоятельно идут морем в сторону Болгарии и Турции.
В Евросоюз поездом. Прямых поездов из Одессы в Европу нет. Так что, попасть можно только с пересадкой — во Львове, Чопе или Ковеле. К нюансам железнодорожного пересечения границы относится паспортный и пограничный контроль во время движения поезда, чтобы не тратить лишнее время пассажиров и пограничников.
Схожі публікації:
- Одесситы массово идут за биометрическими паспортами: в день оформляют больше 1000 документов
- Евросоюз в годовщину депортации вновь призывает к соблюдению прав человека в Крыму
- Открытому обществу нужна защита: Джордж Сорос о переменах и опасностях в 2017 году
- Мэрия Одессы штрафует предприятия и магазины, которые не очищают прилегающую территорию от наледи и снега
- Глава ГАСКа станет вице-мэром Одессы