«Сверхзвуковые трамваи» и «морские троллейбусы»: у мобильных приложений — сложности с отслеживанием одесского транспорта

В последние несколько дней пользователи популярных мобильных приложений для отслеживания положения городского электротранспорта Одессы столкнулись со сложностями. По их словам, отображаемая информация совершенно не соответствует действительности, пишет Думская.

Пользователи высказывают свое недовольство, оставляя возмущенные отзывы в магазинах мобильных приложений. В свою очередь разработчики обвиняют во всем мэрию, которая закрыла доступ к данным для посторонних программ.

Как сообщили «Думской» источники в горсовете, проблемы начались некоторое время назад. Сайт transport.odessa.ua, на котором отображается в реальном времени информация о движении трамваев и троллейбусов, начал испытывать финансовые трудности. Дело в том, что сервис использует карты Google maps — коммерческий продукт, который после определенного количества бесплатных запросов требует оплату за использование. Выделяемые на эти нужды деньги начали уходить буквально на глазах.

Действительно, если сейчас зайти на сайт, можно увидеть сообщение о проблемах с google-картами.

Сотрудники мэрии обратились к специалистам. Аудит нагрузки сайта показал, что источник утечки — серверы нескольких приложений, которые не только берут информацию о местоположении трамваев и троллейбусов, но и используют платные картографические данные. Так, во время проверки 300 долларов с тестового аккаунта ушли за несколько дней — это значит, что для поддержания нынешнего состояния потребуется несколько тысяч долларов ежемесячно.

«Они бесплатно берут на городском сайте информацию с GPS-датчиков и используют в своих коммерческих продуктах. Монетизация, то есть заработок разработчиков, идет за счет рекламы в приложениях. Ничего страшного в этом нет – при условии, если при этом не используется платная информация сторонних лиц (например, карты Google), а в самом приложении указан источник данных. По такой схеме сейчас работает много удобных сервисов, например, Opendatabot, который обрабатывает информацию из государственных реестров предприятий, или сервис на texty.org.ua, который использует данные о регистрации транспорта от Главного сервисного центра МВД.

Мы связались с разработчиками «транспортных» приложений, попросили не использовать ресурсы Google и указать источник информации, которую они продают через свои программы. Понимания найти не удалось, по итогам переговоров нас просто «послали». Пришлось принять ответные меры и немного модифицировать данные. Так и появились троллейбусы, которые ездят по морю, и трамваи, которые летают между остановками на сверхзвуковой скорости. При этом на сайте transport.odessa.ua все данные отображаются корректно», — говорит собеседник «Думской».

В свою очередь, разработчики приложений усматривают в действиях департамента транспорта нарушение закона «О доступе к публичной информации» и признаки административного правонарушения.

«Згідно постанови Кабінету Міністрів України №1100 від 20 грудня 2017 року […], до переліку наборів даних, які підлягають оприлюдненню у формі відкритих даних органами місцевого самоврядування, було віднесено дані про місцезнаходження громадського транспорту в режимі реального часу, — сказано в заявлении на сайте одного из приложений. — Розпорядником зазначених відкритих даних у місті Одеса є міська рада, а саме департамент інфомації та зв’язків з громадськістю […]

Згідно Закону України «Про доступ до публічної інформації», надання або оприлюднення недостовірної, неточної або неповної інформації а також навмисне приховування або знищення інформації чи документів — є порушеннями законодавства, які тягнуть за собою відповідальність відповідно до Кодексу адміністративного судочинства України».

Авторы приложений предлагают своим пользователям «бомбардировать» профильное управление мэрии запросами, телефонными звонками и письмами. Что касается использования платных карт Google — эту информацию они отвергают. По словам бизнесменов, их мобильные приложения платные сервисы не используют, а пропажа денег может быть вызвана ошибкой программистов мэрии: «Причиною швидкого використання квот сайтом могла бути халатність розробників сайту, що забули прописати обмеження на використання ключа, який дає доступ до карт, виключно на своєму сайті».

Действительно, статья 101 Закона Украины «О доступе к публичной информации» обязывает органы власти выдавать открытые данные (в том числе информацию о положении городского транспорта) в ответ на интернет-запросы, с дальнейшим ее свободным распространением и использованием, в том числе в коммерческих целях. В то же время, закон прямо обязывает пользователей такой информации ссылаться на ее источник.

«Даже после нашей настойчивой просьбы они не захотели указывать в своих приложениях, что GPS-информацию о положении трамваев и троллейбусов они получают из открытых источников мэрии. Ну что же, не вопрос: если это их собственная информация, то за ее достоверность, за «реактивные трамваи» и «плавающие троллейбусы» отвечают только они», — считают в мэрии.

Кардинальным выходом из ситуации могло бы стать использование открытой картографической информации, например базы OpenStreetMaps, которая поддерживается на волонтерских началах. Однако такой переход потребует серьезных изменений в программном обеспечении городского сайта.

Пока, к сожалению, конфликт продолжается, и одесситы остаются без удобных и привычных сервисов, которые существенно упрощают работу с городским транспортом. Сколько времени продлится такая ситуация — сказать пока трудно.

Официально в муниципалитете происходящее обещают прокомментировать позже.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

code