Качественные дороги и мосты появятся только при участии частных инвесторов, – Михаил Опанащенко

Строительство – ведущая отрасль экономики. Его динамика развития отображается и на других отраслях. О том, что происходит на рынке строительства в Украине и Херсоне мы поинтересовались у главы корпорации «Укрмостобуд» Михаила Опанащенко.

-Башенные краны над городом символизируют процветание. Сегодня в Херсоне мало строительных кранов на объектах. А их работа, движение не просто завораживает, а говорит о взаимоотношениях инвесторов, представителей местной власти и строителей. Как бы вы охарактеризовали строительный рынок?

– Во-первых, я бы рынок строительных услуг и ипотечного строительства разделил. На рынке ипотечного строительства наблюдается динамика роста и спрос на новое комфортное жилья с внедрением энергоэффективных технологий. Но что пугает инвесторов – это нестабильность курса валюты и политические риски. Другая угроза, которую мы наблюдаем на этом рынке, в связи с введением безвиза, – это отток рабочей силы, причем квалифицированных кадров в Польшу, Венгрию и т.д. Так как уровень зарплат, в связи с девальвацией гривны просел, заработная плата несколько лет назад составляла у хорошего специалиста 8-10 тыс грн и равнялась 1000 у.е. Сейчас, чтобы заработать такие деньги, квалифицированные кадры вынуждены уезжать заграницу. Кстати, многие строители из Херсона перешли работать и на стройки в Одессе, где инвестиционный климат другой и город активно развивается. Кроме этого, мы наблюдаем на строительном рынке ухудшение качества услуг, несмотря на динамику роста.

  -К чему это приведет, что должны учесть работодатели Херсонской области и не только в нынешних условиях?

-В Украине начнет подниматься уровень зарплаты для того, что бы удержать специалистов. Хочет кто-то этого или нет. Либо же нам придется открыть свои границы для людей, которые будут ехать, скажем, с ближнего Востока, где уровень зарплат еще ниже. Что касается больших инфраструктурных объектов, они финансируются из бюджета. Поэтому наблюдается отработка взаимодействия предприятий с системой PROZZORO. С одной стороны, хорошая система закупок, с другой стороны наблюдается демпинг, провокационное снижение цен, потом торговля тем, чтобы уйти с этих тендеров. Хочу отметить, что многие заказчики так получают «кота в мешке», фирму, которая выиграла тендер, но не имеет достаточной квалификации для проведения тех или иных работ. Существует и риск выплаты аванса и неполучение в ответ строительных услуг. Это тенденции последнего времени.

Мосты и дороги в Украине построены в послевоенное время, качество ужасное. При каких условиях мы можем говорить о строительстве новых объектов?

– К сожалению, сегодня строительство мостов и дорог идет только за счет государственного или местных бюджетов. Качество не контролируется, как и цена. Новые дороги и мосты появятся только за счет привлечения денег частных компаний, которые будут гарантировать качество выполнения работ. Пока концессионного строительства мостов или дорог с привлечением денег частных инвесторов в Украине нет. Для этого нужно четкое урегулирование законодательства, правил взаимоотношений между государством (или громадой) и инвестором. Сейчас идет большая работа над законом о концессии: без него современных и качественных мостов и дорог в Украине не будет. У государства нет такого объема денег для решения инфраструктурных вопросов. На сегодня – это просто латание дыр.

– Аграрная отрасль, несмотря ни на что, демонстрирует динамику роста. Ваше предприятие активно сотрудничает с крупными сельхозпроизводителями в разных областях Украины. Готовы ли аграрии сейчас инвестировать в большие объекты?

– Аграрный рынок, наверное, один из самых перспективных для строителей. Скажем честно, у аграриев деньги есть. Но сельхозпроизводители опасаются тоже политических рисков – это изменений в законодательстве, отмены льгот, различные пошлины т. п. Именно отсутствие стабильности и долгосрочных правил игры пугает аграрный сектор, который не реализует полностью своего потенциала. Это и возможные капитальные инвестиции в строительство новых ферм, животноводческие комплексы и по переработке, овощехранилища. Но даже при всех этих рисках, аграрии инвестируют в свой бизнес и строят новые объекты.

– Спасибо за интервью.

Галина Верескова

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

code